"Мягкая сила" внешней политики СССР (май 2013)

В статье содержится обзор внешней культурной политики Советского Союза. Анализируются стратегические преимущества, институты и приёмы советской культурно-коммуникационной системы. Автор полагает, что современная "мягкая сила" России нуждается в адаптации многолетнего опыта информационного противоборства СССР и США.

Невозможно игнорировать исторический факт длительного доминирования СССР в сфере "мягкой силы" во времена "холодной войны" (до конца 1970-х - начала 1980-х гг.) особенно в части идеологической пропаганды, а также формирования дружественных политических элит зарубежных государств путем предоставления иностранным гражданам высшего образования в Советском Союзе. Как полагают американские исследователи, анализ культурного экспорта США в конце 1950-1960-х гг. подтверждает мнение, согласно которому пропагандистские шаги правительства Соединённых Штатов на информационном фронте и программы культурных обменов представляли собой робкую реакцию на советскую идеологическую атаку.

По этому поводу в 1958 г. журналист Питер Грот писал: "Америка является страной с наиболее развитой индустрией рекламы, но когда дело касается наиважнейшей рекламной кампании - рекламы самих себя и демократического образа жизни, мы заметно отстаем от коммунистов"[1].

Для комплексного понимания текущей ситуации, путей формирования системы методов и средств "комплектования" отечественных арсеналов "мягкой силы", необходимо провести исторический анализ причин, предпосылок и контекста наращивания потенциалов культурно-коммуникационного воздействия СССР на внешний мир.

В XX столетии борьба великих держав за лидерство в мировой политике приобрела многоплановый характер. К политической и экономической сферам отношений прибавилась культура, распространяемая через каналы массовых коммуникаций. Советский Союз и Соединённые Штаты, сконцентрировав в своих руках планетарную власть, выстраивали с помощью "мягкой силы" собственную реальность. Движущей силой экспансии двух сверхдержав, по мнению политолога из Оксфордского университета Н. Гоулд-Дэвиса, становятся "частные акторы" (поддерживаемые государством), которые руководствуются "логикой экономической экспансии"[2]; информатизация и интернационализация международных отношений предоставила им неведомые ранее возможности для самовыражения.

Разница в подходах состояла в том, что после падения самодержавия в нашей стране, большевистское правительство, в отличие от своих коллег из США, собирало из царских идейно-политических обломков новую пропагандистскую машину, выстраивая политические приоритеты государства сквозь призму классовых интересов. Заветы панславизма, призывающие Россию освободить братские народы Балканского полуострова от чужеземного владычества, трансформировались в коммунистические формулы, в рамках которых СССР поддерживал международное рабочее движение во всём мире, не налагая никаких этнических и конфессиональных ограничений. Реальная политика окрасилась в социалистические тона.

Учитывая, что крах европоцентризма после Первой мировой войны переместил мировую власть в Азиатско-Тихоокеанский регион, большевики поддерживают идею "освобождения народов Востока от колониализма и европейского пролетариата от капиталистической эксплуатации", вступая, согласно американскому политологу Ф. Бангхорну, в перманентный "конфликт с американской массовой культурой, господствующей к тому времени в Старом Свете"[3]; СССР предлагает миру "социалистическую массовую культуру, бросая вызов, как Востоку, так и Западу"[4]. В свою очередь, вашингтонские стратеги, умудрённые провалом глобалистских инициатив В.Вильсона, провозглашают свободу и демократию универсальными ценностями, призвав остальные народы следовать американской экономической модели. Урбанизированная Европа, для которой космополитизм становился нормой, приняла американские доллары и потребительскую культуру с воодушевлением. Изоляционизм отцов-основателей, будучи основным внутриполитическим препятствием для осуществления заокеанской экспансии, подвергается эрозии и множественным нападкам, уступив только под натиском японского нападения на Пёрл-Харбор в декабре 1941 г.

В 1920-е годы Советский Союз создаёт инструменты культурно-коммуникационной политики, основывая наряду с консульскими и посольскими представительствами сеть крупных культурных организаций для того, чтобы привлечь "прогрессивную интеллигенцию" стран Запада на свою сторону. Самое влиятельное среди них - Всесоюзное общество культурной связи с заграницей (ВОКС), образованное в 1925 г. с целью ознакомить общественность СССР с достижениями культуры зарубежных стран и популяризировать культуры народов Советского Союза за границей, развивая и укрепляя дружбу и взаимопонимание между народами СССР и других стран.

ВОКС "устраивал международные выставки (в том числе и зарубежных книг), продвигал советское искусство на зарубежных фестивалях и конкурсах, организовывал поездки в СССР делегаций зарубежных обществ дружбы, а также отдельных видных деятелей науки и культуры"[5]. Общество издавало журнал "Бюллетень ВОКС" (VOKS bulletin), выходивший на английском, французском и немецком языках. Задачи по информированию международной общественности о жизни советского народа и внешней политике СССР также ставились перед газетами "Moscow News" (с окт. 1930 г.) и "Nouvelle de Moscou" (с 1934 г.).

У истоков ВОКС стояли известные деятели образования и искусства - нарком просвещения А. Луначарский, первый председатель ВОКС О. Каменева, деятели литературы и искусства В.Маяковский, С. Прокофьев, Д. Шостакович, С. Эйзенштейн, И. Эренбург. Сподвижники и партнеры ВОКС - всемирно известные ученые и писатели, такие как, А. Эйнштейн, Р. Роллан, М. Кюри, А. Барбюс, Р. Тагор, Т. Драйзер, Б. Шоу и Г. Уэллс.

В знак солидарности с советским народом в его борьбе против нацизма возникают новые общества друзей СССР. В 1941 году они появляются в Ливане, Сирии, Новой Зеландии, Австралии, Чили и Индии, в 1942 г. в Мексике создаётся общество "Друзья сражающегося Советского Союза". К 1945 г. появляются общества "Швейцария - СССР", "Мадагаскар - Советский Союз" и многие другие. Спустя двенадцать лет национальные общества дружбы с СССР действуют уже в 47 странах мира. По инициативе ВОКС и ряда других общественных организаций встречный процесс шел и в Советском Союзе. К концу 50-х гг. создаются общества советско-китайской, советско-чехословацкой, советско-германской, советско-польской дружбы, общество советско-индийских культурных связей, "СССР - Финляндия" и "СССР - Италия"[6].

Через ВОКС в СССР поступали медикаменты, оборудование для госпиталей, другая помощь, приобретенная на средства сочувствующей зарубежной общественности. В годы Великой Отечественной войны именно ресурсы ВОКС позволяют доставить в Великобританию партитуру знаменитой Ленинградской симфонии Д. Шостаковича, зазвучавшую затем по всему миру.

В 1958 г. ВОКС преобразовывается в Союз советских обществ дружбы (ССОД) - массовое добровольное объединение общественных организаций, ставящих своей целью развитие и укрепление дружбы и культурного сотрудничества народов Советского Союза и зарубежных государств. Своими достижениями в области "народной дипломатии" организация обязана всемирно известным отечественным и иностранным ученым, писателям, художникам, композиторам и артистам. В течение долгих лет ССОД возглавляла первая женщина-космонавт В. Терешкова[7].

Советский Союз делает ставку на ту сферу, где он имеет подавляющее превосходство - элитарную культуру, приносящую, несмотря на узкую аудиторию почитателей, максимально возможные политические дивиденды за непродолжительный период времени.

Отечественный американист Э.А.Иванян связывает успех советской культурной дипломатии уже с первыми послевоенными гастролями в Америку выдающихся советских исполнителей - пианиста Э. Гилельса и скрипача Д. Ойстраха, что само по себе стало свидетельством меняющегося отношения к СССР. Выступления советских музыкантов прошли с оглушительным успехом. Гиллельс оказался первым за несколько предшествующих десятилетий советским исполнителем, выступившим в Соединённых Штатах. Гиллельс также дал специальный концерт в здании ООН в сопровождении оркестра под управлением именитого американского дирижера и композитора Леонарда Бернстайна[8].

Что касается международной образовательной политики СССР, то в сравнении с Соединёнными Штатами, где частный сектор содействовал реализации программ международного образования, Советский Союз (с силу планового экономического уклада) выстраивал регулирующие структуры в области образования только решениями "сверху". Ведущее звено формирования данной политики - Отдел науки и высшей школы ЦК КПСС, Министерство высшего и среднего специального образования, претерпевшее многочисленные реорганизации и изменения в названиях, Министерство иностранных дел (МИД), посольства СССР в зарубежных государствах и частично Комитет государственной безопасности СССР. В Отдел науки и высшей школы ЦК КПСС стекалась вся информация о состоянии программ обучения, предложения по изменению образовательной политики, поступавшие от МИД и Министерства образования. Отдел принимал все ключевые решения и согласовывал их либо с ЦК, либо с Советом Министров, и после устного согласия или официального постановления решения направлялись в Министерство образования и МИД. Последние отвечали за успешную реализацию программ в интересах внешней политики государства. Как правило, посольства и региональные отделы МИД отвечали за отбор участников программ обучения, налаживание образовательных связей в тех странах, где еще не были распространены советские программы обучения, и за сбор сведений о деятельности капиталистических стран в данной сфере. Министерство образования, отвечавшее за обучение иностранных студентов и специалистов в СССР, не подчинялось МИД, но имело советников в посольствах, тем самым направляя деятельность дипломатических служб в области международного образования[9]. Кроме этого министерство образования отвечало перед ЦК КПСС за сбор секретных данных относительно действий правительства США в области международного образования и за представление контрпредложений для нейтрализации действий конкурента в этой области[10].

По мнению Н.А.Цветковой, различие между образовательными мерами Советского Союза и Соединённых Штатов заключалось в том, что в СССР не существовало систематической ежегодной подготовки планов по модификации программ обучения для каждой отдельно взятой страны. Принятая однажды установка по рекрутированию в программы определенной целевой аудитории не менялась. Если США отслеживали каждый шаг СССР в образовательной политике своего оппонента, то в СССР такой анализ осуществлялся крайне редко. Нам удалось найти только один подобный анализ, датированный 1962 г[11]. Более того, оценка эффективности также велась советскими ведомствами не систематично. Имелись, несомненно, отделы в министерстве образования, которые занимались поддержанием связей с выпускниками; но постоянного контроля за деятельностью выпускников программ, как это делали американские дипломаты, не проводилось.

На протяжении всего периода "холодной войны" СССР отбирал граждан для обучения из 141 государства, при этом граждане 101 страны активно участвовали в программах. Из этого количества стран, около 60% всех студентов относились к низшим слоям населения, 30% - к средним слоям населения и только 10% - происходили из семей высших государственных чиновников, собственников и духовенства[12].

Самый живой, яркий и в своём роде уникальный инструмент образовательной политики СССР - Российский университет дружбы нардов (в ту пору - УДН им П. Лумумба), учреждённый 5 февраля 1960 г. решением советского правительства. Решение учредить в Советском Союзе Университет дружбы народов было принято советским руководством в ответ на пожелания правительств и общественности стран, освободившихся от колониальной зависимости. Основной целью Университета было оказание помощи в подготовке высококвалифицированных и воспитанных в духе дружбы между народами национальных кадров для стран Азии, Африки и Латинской Америки, предоставление молодёжи этих стран, прежде всего из малообеспеченных семей, возможности получить образование. Приём студентов осуществлялся через общественные организации и правительственные учреждения, а затем посольства и консульства СССР. Учредителями УДН стали Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС), Советский комитет солидарности стран Азии и Африки, Союз советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами (ССОД)[13].

Будучи одним из приоритетных государственных проектов с целью образования "подконтрольных" политических элит в зонах влияния СССР на планете, университет явил собой первый и, к сожалению, единственный пример широкомасштабной государственной поддержки такого источника формирования "мягкой силы" страны. И хотя вуз создавался как политический проект в известной международной обстановке и соответствующей идеологической атмосфере, вряд ли найдутся несогласные с эффективностью этого инструмента, не раз подтвердившего свою состоятельность, активно участвуя в фактическом "конструировании" истеблишментов стран Азии, Африки и Латинской Америки и снискав международную репутацию советского оплота той самой "soft power". Кроме того, по своей мультикультурной специфике, не имеющей мировых аналогов, Университет служит действенным средством формирования благоприятного климата межнационального общения народов России, а при соответствующем внимании со стороны государства мог бы в разы повысить свою эффективность в этом плане, принося заметную пользу государственной национальной политике[14].

Таким образом, экстраполируя вышесказанное на систему глобального управления, Советский Союз формировал через международную образовательную политику сеть, которая связывает каждого участника общими целями и задачами. Распространяя знания и навыки, университеты и различные образовательные учреждения определяют законы функционирования сети, коммунистическую картину мира у субъекта воздействия, состоящую из стереотипов и установок, личностных характеристик, конфигурации его деловых и личных интересов, предпочтений, ожиданий, целей, опасений и соблазнов. В свою очередь, заняв определённую должность, участник сети реализует стратегию, преобладающую в его сознании. Вспомогательную роль в этой системе играли советники высокого ранга и ближайшее окружение, которые представляли надёжную опору для объекта воздействия. Что же касается деятелей науки и искусства, получивших образование или стажировку в СССР, то их влияние на общественное сознание страны-реципиента, было, хотя и опосредованное, но не менее значительное.

Возвращаясь от образовательной политики к информационной, мы также обнаруживаем, что в Советском Союзе централизованный орган внешнеполитической пропаганды - Телеграфное агентство Советского Союза (ТАСС) - был создан ещё в 1925 г., когда страна только оправлялась от разрушений Первой мировой войны и внутренней смуты. Спустя два десятилетия ТАСС ежедневно готовил и передавал 300-320 внутрисоюзных и международных сообщений, а его Главная редакция информации для заграницы (ГРИДЗ) готовила специальные материалы для 115 стран мира (то есть для 73% стран) на 6 языках (русском, английском, французском, немецком, португальском и арабском).

Ключевой инструмент информационной политики СССР - Советское информационное бюро (Совинформбюро), созданное 24 июня 1941 года при СНК СССР и ЦК ВКП (б) согласно постановлению СНК СССР и ЦК ВКП (б) "О создании и задачах Советского информационного бюро". Оно руководило работой по освещению в периодической печати и по радио международных, военных событий и событий внутренней жизни страны. Бюро составляло сводки для радио, газет и журналов о положении на фронтах, работе тыла и о партизанском движении. В 1944 году в составе Совинформбюро было организовано специальное бюро, занимавшееся пропагандой на зарубежные страны. После войны информация Бюро распространялась через 1171 газету, 523 журнала и 18 радиостанций в 23 странах мира, советские посольства за рубежом, общества дружбы, профсоюзные, женские, молодежные и научные организации. Через Совинформбюро читатели и слушатели узнавали о борьбе советского народа против нацизма, а также об основных направлениях внутренней и внешней политики Советского Союза. В 1961 г. Совинформбюро переименовалось в Агентство печати "Новости" (АПН)[15].

Девиз АПН - "Информация на благо мира, на благо дружбы между народами" - как нельзя лучше отражал внешнюю направленность информационного потока, создававшего из СССР витрину пострасового развития человечества, притягательную для миллионов людей по всему миру. Функционируя под вывеской общественной организации, АПН удачно использовало ореол независимости от государства, установив с зарубежными СМИ разные формы распространения и обмена информации на коммерческой основе. Агентство сотрудничало с телеграфными агентствами, газетами и журналами, телерадиокомпаниями, издательскими домами почти 120 государств, предоставляло свои материалы в 110 стран мира, выпускало для зарубежных читателей журналы и газеты на 45 языках и распространяло их в 130 странах (83% стран мира на тот момент), причем общий годовой тираж таких изданий доходил до 2,2 млн. экземпляров.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, "мягкая сила" СССР успешно защищала страну на протяжении многих лет благодаря своей инструментальной и идейно-политической базе. Парадоксально, но первый удар по советской системе был нанесен не кем-нибудь из-за границы, а самим Н. Хрущёвым на XX съезде КПСС 1956 г. Культ личности И.Сталина, подвергнутый деструкции, оказался не только обвинением против отдельно взятой личности, но против системы как таковой. Авторитет большевизма оказался сломлен. Второй и заключительный удар - санкционированная с середины 1980-х М.Горбачёвым и его окружением антисоветская пропаганда внутри страны, усилившая деструктивные тенденции в Стране Советов; былая монолитность политической системы подверглась всевозможным нападкам с помощью диссидентской и иностранной литературы, газет, радио и телевидения, рухнув в итоге под тяжестью возрождающегося национализма и туманных формулировок "перестройки". Свёртывание советского военно-политического и идеологического присутствия в Восточной Европе, Азии, Африке и Латинской Америке нанесло колоссальный ущерб "мягкому" влиянию Российской Федерации, демонстративно отказавшейся от былого имперского наследия.

 

Список литературы:

[1]Gienow-Hecht J. Shame on US? Academics, Cultural Transfer, and the Cold War // A Critical Review, Diplomatic History. Р. 468.

[2]Gould-Davies N. The Logic of Soviet Cultural Diplomacy / Diplomatic History. Vol. 27, Issue 2, 2003. P. 193.

[3]Barghoorn F. The Soviet Cultural Offensive: The Role of Cultural Diplomacy in Soviet Foreign Policy. - N. J.: Princeton University Press, 1960. Р. 28.

[4]Ibid.

[5]Le centre de Russie pour la science et la culture. http://www.russiefrance.org/ru/nous/historique.html.

[6]Ibidem. В 1994 году Союз советских обществ дружбы был преобразован в Российский центр международного научного и культурного сотрудничества. Возглавлявшую в течение многих лет ССОД и Росзарубежцентр первую женщину-космонавта В. Терешкову сменила Э. Митрофанова, пришедшая в Росзарубежцентр с поста первого заместителя министра иностранных дел России. С сентября 2008 года преемником Росзарубежцентра становится Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (РОССОТРУДНИЧЕСТВО).

[7]Le centre de Russie pour la science et la culture. http://www.russiefrance.org/ru/nous/historique.html.

[8]Иванян Э.А. Когда говорят музы. История российско-американских культурных связей. - М.: Международные отношения, 2007. С. 304.

[9]РГАНИ, ф. 5, о. 35, д. 42. Л. н/у.

[10]РГАНИ, ф. 5, о. 35, д. 228. Л. н/у. Цит. по: Цветкова Н.А. Оценка эффективности международной образовательной политики СССР и США в годы "холодной войны" // 200 лет российско-американских отношений: наука и образование: сборник статей / Под ред. А.О. Чубарьяна и Б.А. Рубла. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. С. 378-393.

[11]РГАНИ, ф. 5, о. 35, д. 228. Л. н/у.

[12]Цветкова Н.А. Оценка эффективности международной образовательной политики СССР и США в годы "холодной войны" // 200 лет российско-американских отношений: наука и образование: сборник статей / Под ред. А.О. Чубарьяна и Б.А. Рубла. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. С. 378-393.

[13]Филимонов Г. "Мягкая сила" культурной дипломатии США. - М.: РУДН, 2010. С. 183.

[14]Филимонов Г. "Мягкая сила" культурной дипломатии США. - М.: РУДН, 2010. С. 183 - 184.

[15]Структура АПН выстраивалась по принципу центрального аппарата и зарубежных учреждений МИД СССР. После преобразований, последовавших после развала СССР, АПН стало называться Российским информационным агентством "Новости". С 1993 года РИА "Новости" получило статус государственного информационно-аналитического агентства. С апреля 2004 года официальное название - Федеральное государственное унитарное предприятие Российское агентство международной информации "РИА Новости".